Мои занятия со скрипачами

Свою педагогическую деятельность по обучению детей игре на скрипке я начала еще будучи студенткой. Мне очень нравилось заниматься с детьми, я всегда старалась попасть на интересные открытые уроки или мастер-классы, собирала литературу по методике обучения детей игре на скрипке. С рождением дочери мой интерес к занятиям только усилился. Понимая, что совсем малышу в руки скрипку не дашь я начала изучать литературу по раннему музыкальному развитию – методики Карла Орфа, Золтана Кодая. Так, я набрала свою первую группу и мы начали занятия по элементарному музицированию и все это время я думала как же мне начать с малышами занятия скрипкой. Моим первым опытом были групповые уроки в духе методики Шиници Сузуки, где я сначала обучала мам, а дети постепенно присоединялись к ним.

Это мой ученик Слава со своей мамой Тоней. Слава занимается у меня  с двух лет. Сейчас ему пять и он уже серьезный скрипач.

Моей дочери Софийке на этой фотографии около двух лет. Мы начинаем знакомиться со скрипкой.

Когда начинаешь заниматься чем-либо с душой, то сразу начинает приходить нужная информация, так было и со мной. Из интернета я случайно узнала о методике Колорстринс (Colourstrings) и сразу загорелась купить их пособия. Как только пришли эти пособия у меня не было сомнения, что именно так я должна заниматься с моей дочерью и учениками. Прошлой осенью мы начали наши занятия, которые включали три урока в неделю: индивидуальный урок по скрипке, групповой урок по скрипке и урок элементарного музицирования. Сразу оговорюсь, моей целью на первом году обучения было мягкое погружение детей в процесс обучения игре на скрипке. Более серьезные занятия начались только через год.

Через месяц наших занятий мои маленькие ученики были посвящены в скрипачи. Почитать об этом можно здесь.

Готовясь к серьезным занятиям, я проанализировала много различной литературы по вопросам детской психологии и педагогики, а также разные методики как музыкального развития, так и обучения игре на скрипке. Итогом такой работы стала моя монография «Детская скрипичная педагогика: инновационный подход».

В этом году мы начали серьезные занятия, которые проходят в музыкальной школе. Мои ученики уже знают, что такое домашнее задание и каждый день занимаются на скрипке.

Каждый ребенок посещает в течение недели два урока по скрипке и один урок сольфеджио (этот урок является моим симбиозом методики К.Орфа и З.Кодая). Уроки по скрипке проходят в мини группах (по 2-3 ребенка). Отмечу, что обучение в мини группах дает ряд значительных преимуществ по сравнению с индивидуальным обучением, а именно:

  • Ребенок получает возможность чередовать игру и отдых, когда играет один ребенок, то другой ребенок слушает и отдыхает;
  • Формируется умение сотрудничать;
  • Закладываются основы ансамблевого музицирования.

Обучение игре на скрипке в мини группе позволяют поддерживать заинтересованность детей в работе и предотвратить появление мотивационного кризиса, который достаточно часто проявляется на начальном этапе обучения. Мотивом для достижения качественного исполнения на уроке часто бывает момент соревнования, желание продемонстрировать себя. Ведь наблюдая и анализируя игру других учеников, ребенок делает соответствующие выводы и сам старается не повторять сделанную другим ошибку. Сравнение ребенком своих достижений с результатом деятельности других детей создает условия для формирования способности адекватно оценивать собственное исполнение. По нашим наблюдениям, дети сначала начинают острее слышать фальшивые звуки в игре других детей, а уже потом в своей.

Результаты таких занятий не заставили долго ждать – у нас регулярно раз в месяц проходят концерты, мы уже выступали с концертом в Киеве в музее «Шоколадный домик».

9 thoughts on “Мои занятия со скрипачами

  1. Валерия

    Просто восхитительно!!!
    Кроме любви к музыке, развивается еще и организованность, ответственность!!!
    Хотелось бы чтобы такие уроки стали доступны всем деткам!!!

  2. Надежда

    Как интересно! Я сама работала в Московской вальдорфской школе 1060. Вела скрипку, создала детский квартет (с большими, правда, детьми). И тоже была в постоянном поиске материала. И наткнулась на такое явление как doflein-method. Сначала, надо сказать, непривычно для нашей системы музвоспитания, но…. при детальном изучении очень много дельного. В системе 5 книг для индивидуальных занятий (аккомпанемент не предусмотрен, а если он есть, то на скрипке) и 3 книги для занятий 3 скрипачей одновременно — вот это, на мой взгляд, вообще находка. Идеально можно сочетать обе линии……

    1. admin

      Doflein-method очень интересный и полезный метод, но его надо адаптировать для занятий с малышами, потому что текст в пособиях изложен для достаточно взрослых начинающих скрипачей, а дети ведь любят яркие, цветные картинки, им нравится мыслить образами)))
      Имея возможность сопоставить пособия, я однозначно для самых маленьких начинающих скрипачей советую методику «Цветные струны».

  3. Ирина

    Здравствуйте! Хочу записаться на онлайн уроки,но не знаю как? Мне самой медведь на ухо наступил,как Вы думаете получиться заниматься с ребенком?

    1. admin

      Ирина, подпишитесь на рассылку и вам автоматически придет той бесплатный семинар для родителей, который поможет расставить точки над и, развеять некоторые мифы)))
      А потом можно и он-лайн уроки)))

  4. Ирина

    Здравствуйте. Я уже давно преподаю скрипку, но сейчас у меня появилась ученица 3,5 лет, это для меня новый опыт, традиционная методика не подходит. Я бы хотела записаться на Ваши он-лайн уроки.)

  5. admin

    Ирина, мои разработанные он-лайн уроки это уроки по музыкальному развитию ребенка, а не уроки обучения игре на скрипке. Сейчас я задумываюсь о проведении семинаров для педагогов, но не понятно насколько это будет актуально.

    Если у Вас есть вопросы, то задавайте их. Я постараюсь на них ответить.

    В занятиях с маленькими детьми очень важно идти не от инструмента, а от музицирования и постараться чтобы родители дома создавали живую музыкальную среду для ребенка (а это возможно если в семье еще кто-то играет на инструменте, если нет, то тогда можно начать учиться вместе с малышом))))

  6. Pingback: Мама-музыкант: Катя Скрипола | Семейный блог

Добавить комментарий