Методика Э.Далькроза в обучении начинающих скрипачей

Среди методик, которые я применяю в процессе обучения начинающих скрипачей важно место занимает методика Э. Жак-Далькроза. Данную методику я осваивала не только по книжкам (в основном англоязычным), но и непосредственно обучаясь на курсах по этой методике у ведущих Далькроз-педагогов мира (Dalcroze Summer School (Кентербери, 2013)), принимая участие в конференции по обучению по методике Далькроза (The First International Conference of Dalcroze Studies (Ковентри, 2013)).
Сегодня ритмика Е. Далькроза внедрена в художественное образование многих стран. Кроме специальных учебных заведений, ею занимаются в детских садах, в младших классах общеобразовательных школ, в театральных и балетных школах, в специальных школах для детей с запоздалым умственным развитием, для детей глухих и слепых, а также в лечебных учреждениях в качестве терапевтического средства.
Мировым центром методики Далькроза является Институт Далькроза в Женеве — место постоянного обучения, курсов и конгрессов, издание далькрозивських методических и научных материалов, в том числе журнала «Le Rythme». Кроме Женевского института Далькроза действует много других подобных организаций в Европе и США.
Ритмика возникла в процессе поисков Далькрозом наиболее эффективных способов формирования чувства ритма, развития чувствительности к элементам музыки, а также музыкального воображения. По результатам своей педагогической деятельности Жак-Далькроз пришел к выводу, что главными недостатками традиционной методики подготовки музыканта является изолированность видов деятельности и разделение процесса постижения музыки на ряд учебных дисциплин, лишение музыкального воспитания его сущностной основы — эмоциональности.
Далькроз стремился к воспитанию музыкальности как первоосновы музыки, к восстановлению триединства музыки, слова и движения как средства формирования гармонично развитой личности. Развитие у детей только подражательных способностей он считал недопустимым. Педагог, например, заметил, что дети значительно легче запоминают песню, когда пение сопровождается движением.
Согласованность движений с ритмом музыки вызывает у детей особую радость, эстетическое удовольствие, ощущение раскованности и свободы. Именно поэтому Далькроз начал использовать в непосредственной связи с музыкой, ее темпом, ритмическим рисунком, фразировка, динамикой и штрихами специальные упражнения, в которые входили различные движения. Умение быстро включаться в движение, прерывать или изменять его воспитывалось через упражнения, призванные формировать быструю реакцию. С помощью различных движений ребенок гораздо глубже воспринимает музыкальные произведения.

В качестве иллюстрации предлагаю посмотреть фрагменты видео с упражнениями по методике Далькроза.